Интернет-голосование и ВЦИОМ - почему такая разница в цифрах?
Более трех месяцев наш проект «Мой-Президент.РФ» проводил онлайн опрос посетителей сайта и активно освещал предвыборную гонку кандидатов на пост Президента России.
Мы с большим уважением относимся к каждому посетителю сайта и благодарим за участие в онлайн опросах. Наша цель — быть честными и объективными, вопреки всему, поэтому считаем своим долгом опубликовать данный обзор.
Все мы стали свидетелями удивительной работы предвыборных штабов, волонтеров и самих кандидатов. Особенно горячими стали дебаты на центральных телевизионных каналах.
Некоторые кандидаты показали себя во всей «красе» — от несдержанности в своих действиях до нецензурной брани, от многомиллионных счетов до целых «запасных аэродромов» и «золота партии».
Главное, что объединяет большую часть участвующих в дебатах политиков — это отсутствие позитивной программы развития Страны. В этом смысле, пожалуй, только два кандидата в Президенты предпочли популистским лозунгам — точные цифры, основанные на научной работе, методологии, социально-экономическом прогнозе, на точных планах и предстоящей объективно сложной и усердной работе.
По мере обнародования фактов из жизни многих кандидатов, всё удивительнее становился разрыв в результатах «голосования» в Интернете и данными, которые публиковал ВЦИОМ.
Редакция сайта, используя открытые и доступные инструменты, провела свой анализ причин такого разрыва в данных и подготовила специальный обзор, чтобы предотвратить возможные спекуляции во время и после выборов.
Сразу хотим отметить, что в Интернете наш скромный проект называют самым популярным и посещаемым среди онлайн-опросов, посвященных предвыборной гонке 2018г. Не беремся утверждать, что это именно так, но можем подтвердить, что на момент публикации данного обзора, аудитория сайта составила более 388.000 человек из которых в онлайн-опросе приняли участие более 212.000 человек.
Итак, в чем же причина такой колоссальной разницы в данных Интернет-опросов и ВЦИОМ?
1. Люди.
Количество респондентов, их предпочтения, социальный статус.
Исходя из опубликованной части методологии ВЦИОМ, важно обратить внимание на вопросы, возраст, социальный статус и конечно же количество респондентов. Так, одним из вопросов ВЦИОМ был не только «за кого Вы проголосуете», но и «за кого проголосуют ваши знакомые, друзья и близкие».
Количество вопросов и выборка по многим параметрам дают ту самую объективность, которой не хватает Интернет-опросам, хотя и с гораздо меньшим количеством людей, принявшим участие в опросе. Поясним.
Интернет-опрос позволяет каждому отдельному человеку без каких-либо ограничений поделиться ссылкой с другим человеком, близким в том числе по политическим взглядам, пригласить к голосованию всех своих друзей и знакомых через социальные сети, форумы и другие сообщества.
Так, мы стали свидетелями невероятной организованности сторонников коммунистической партии, которые активно призывали к онлайн голосованию за «своего» кандидата на форумах, группах в социальных сетях и даже на частных коммерческих сайтах через специальные агитационные баннеры.
Чтобы не быть голословными, представляем несколько снимков с количеством переходов с официальных сайтов, не говоря уже про переходы тысяч коммунистов из групп в социальных сетях, видео-каналов на Youtube и прочих сайтов.
Снимок 1. Источники переходов на Сайт.
Снимок 2. Представлен сайт с призывом поддержать кандидата и активной ссылкой на "Мой-Президент.РФ".
Какой вывод напрашивается? Статистику "накрутили" сами посетители сайта в пользу одного из кандидатов?
В призывах коммунистов поддержать «своего» кандидата фигурируют практически все интернет-опросы, что с большей долей вероятности может свидетельствовать о серьезной статистической погрешности в их результатах.
Снимок 3. Один из примеров призыва сторонников коммунистов активно принимать участие во всех Интернет-опросах.
Снимок 4. Выборка за один из периодов до 11 марта - источники переходов на "Мой-Президент.РФ" с других сайтов.
Учитывая данный факт, Редакция проекта провела дополнительную выборку посещений сайта, сопоставила данные с источниками посетителей и кандидатами за которых «голосовали» на Сайте.
Благодаря специализации разработчика проекта на продвижении сайтов в поисковых системах, проект «Мой-Президент.РФ» по многим ключевым фразам, включая запросы «президент», «президент рф», «выборы президента 2018» и т.п. занял высокие позиции во всех поисковых системах по всей территории России.
Переходы из поисковых систем по таким «общим» запросам, как правило, не отражают ярко выраженных предпочтений пользователей и являются информационными, т.е. люди ищут информацию не стремясь поддержать определенную политическую силу, делают свой выбор без принуждения и призывов, пытаются найти доводы за того или иного кандидата.
Что интересно, в подобной выборке, данные практически совпали с теми, что опубликовал ВЦИОМ после своего последнего официального опроса 09 марта 2018г.
2. География
Не только Россия и граждане РФ, но и жители других стран.
Еще один важный фактор и возможная погрешность в Интернет-опросах, это местонахождение и гражданство респондентов.
ВЦИОМ публикует данные опросов только граждан РФ, проживающих на всей территории России. В то же время, Интернет-опрос не ограничивает «голосование» посетителями сайта по региональному признаку. По крайней мере, в 2018 году не было предусмотрено подобное ограничение.
Представляем снимок с географией посетителей проекта «Мой-Президент.РФ»:
География посетителей "Мой-Президент.РФ" по странам мира: